Порядок списания зимней спецодежды

Согласно типовым нормам, определенным Правительством РФ, работнику выдается зимняя спецодежда. По истечении срока полезного использования она должна быть списана. Какая одежда подлежит списанию и как правильно это сделать, расскажем в этой статье.

Как ведется учет зимней спецодежды

Нормы выдачи спецодежды регулируют порядок и специфику передачи робы работникам каждой отдельно взятой профессии. Если специальность не найдена, то следует брать за основу нормы для сквозных профессий. Работодатель может выдавать другие, не предусмотренные на законодательном уровне средства индивидуальной защиты, которые улучшат условия труда работника.

Организация обязана организовать учет и контроль спецодежды. Выдача должна быть зафиксирована ответственным лицом в специальной карте учета СИЗ. Документ может вестись в бумажном виде или в электронном. За получение спецодежды работник расписывается и проставляет дату.

После окончания зимнего периода спецодежда должна быть сдана работодателю на хранение. Организация проводит оценку состоянии робы, сдает в химчистку, обеспечивает сохранность на летний период времени. В случае необходимости проводится мелкий ремонт одежды.

Если одежда пришла в негодность раньше времени или срок ее эксплуатации вышел, то возникает необходимость в списании спецодежды. При проведении этой процедуры необходимо придерживаться норм списания, заполнять соответствующие акты, а в некоторых случаях собирать комиссии для принятия решения.

В каких случаях спецодежда подлежит списанию

Спецодежда, выданная работнику для выполнения своих рабочих обязанностей, принадлежит предприятию. В учете спецодежды важным моментом является возврат робы, он производится по ряду причин:

  • увольнение;
  • окончание зимнего сезона;
  • перевод на другую должность, где ношение такого рода обмундирования не требуется.

Проводится списание только того материального обеспечения, которое:

  • завершило срок эксплуатации и не подлежит дальнейшему ремонту, чистке;
  • пришло в негодность по причине чрезвычайной ситуации, по независящим от работника причинам;
  • было похищено или испорчено.

Все движения спецодежды отражаются в бухгалтерском учете. В том числе информация подается в Налоговую службу. Зимняя спецодежда во всех климатических зона превышает срок службы 1 год, а значит относится она будет к основным средствам. Фиксируется в бухгалтерии приобретение и списание такой робы посредством амортизационного учета.

Кто занимается списанием спецодежды

Специальную одежду списывает ответственное лицо, назначенное руководством организации, в том числе комиссии, созданные для организации этого процесса. В бухгалтерском учете должностное лицо ведет контроль за затратами, проводит отнесение к материальным расходам в налоговом учете.

Спецодежда может списываться на основании норм, установленных Правительством РФ, или согласно внутреннему порядку, принятому на конкретном предприятии. В случае обнаружения списания одежды для работников, превышающего установленные показатели, придется отстаивать свою позицию в суде.

Порядок списания зимней спецодежды

Порядок списания

Методические указания содержат информацию о порядке учета спецодежды, в том числе и списания. Причинами к списанию могут быть:

  • продажа;
  • безвозмездная передача работнику или иному лицу, согласно договору;
  • моральный или физический износ;
  • приведение комплекта в негодность в следствие аварии, стихийного бедствия и других ЧС;
  • передача в качестве вклада в уставный капитал другой организации.

Если стоимость спецодежды к моменту списания перенесена на расходы, то дополнительных записей и проводок не делается, все отражается только в аналитическом учете. В том случае, когда спецодежда пришла в негодность раньше установленного срока, ее тоже можно списать, но для этого придется собрать комиссию и составить соответствующий акт. Эта ситуация рассмотрена в 39 пункте методических указаний, для этого следует сделать следующие проводки:

  • Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи» — К-т 10-11 «Списание остаточной стоимости».

В случае, если в одежде обнаружен брак и порча произошла по причине некачественного производства изделия, производится запись:

  • Д-т 91-2 – К-т 94.

Для определения пригодности для дальнейшего использования спецодежды собирается инвентаризационная комиссия, составляется акт на списание. Сделать это можно благодаря установленным и утвержденным Постановлением Госкомстата РФ № 71а от 30 октября 1997 формам:

  • акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов (ф. № МБ-4);
  • акт на списание (ф. №МБ-8);
  • самостоятельно разработанная форма для списания подобных материалов согласно 129-ФЗ.

Все доходы и расходы, которые так или иначе связаны с предметами спецодежды, в бухучете должны отражаться в виде «Прочих расходов и доходов» именно в том периоде, к которому относятся.

В случае умышленной порчи одежды или халатного отношения стоимость может быть вычтена из зарплаты работника, для этого делаются следующие записи:

  • Д-т 94 – К-т 10-11 недостача спецодежды;
  • Д-т 73-2 – К-т 94 предъявление ущерба;
  • Д-т 70 – К-т 73-2 удержание стоимости;
  • Д-т 77 – К-т 99 списание сальдо ОНО;
  • Д-т 99 – К-т 68 корректировка расчетов с бюджетом.

Если не сделать последнюю проводку и отразить компенсацию убытков, то могут возникнуть судебные разбирательства с ФНС. Часто такие споры разрешаются в пользу налогоплательщиков, но не все предприятия готовы отстаивать свои права в суде.

При возникновении необходимости списать спецодежду, пришедшую в негодность по вине производителя, следует сделать следующие записи:

  • Д-т 94 – К-т 10-11 остаточная стоимость;
  • Д-т 91-2 – К-т 94 прочие расходы;
  • Д-т 77 – К-т 99 сальдо ОНО;
  • Д-т 99 – К-т 68 расчеты с бюджетом.

Списанная спецодежда может применяться для ремонта другой, эксплуатируемой, или использована в качестве ветоши для иных нужд. Для этого после списания робу необходимо поставить на приход на склад в качестве вторичного сырья.

Важным в процессе списания является пункт отнесения изношенной спецодежды к отходам. В этом случае стоит помнить об экологическом законодательстве и соблюдать его. Для оприходования ветоши используется бухгалтерская запись:

  • Д-т 10-6 – К-т 20.

Часто предприниматели закупают спецодежду за счет собственных средств, но существует возможность компенсировать все затраты или часть с помощью Фонда социального страхования РФ. Деньги Фонд не перечислит, а вот страховые взносы можно значительно сократить. Для этого следует до 1 августа текущего года подать соответствующее заявление с комплектом документов, который утвердил Минтруд.

В случае если ФСС подтвердит возможность компенсации:

  • потребуется предоставить документы, которые подтвердят расходы на покупку спецодежды;
  • взносы по травматизму, которые будут начислены, следует учитывать в расходах в пользу налога на прибыль полностью;
  • такая помощь Фонда не отражается в доходах на прибыль, а стоимость одежды – в расходах.

Стоит придерживаться установленного лимита списания спецодежды во избежание лишних вопросов от налоговых органов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector